Особняк купцов Брусницыных — мистика и реальность

Особняк купцов Брусницыных — мистика и реальность

Недавно взятый в аренду старинный особняк притягивает к себе своими тайнами множество посетителей

Наше сообщество проводит экскурсии по одному из самых мистических особняков Санкт-Петербурга. Мы даем возможность сполна насладиться старинным помещением и приподнять покров тайны над событиями, происходившими в особняке.

Расположен особняк купцов Брусницыных на Васильевском острове города Санкт — Петербурга в одном из самых старейших и живописных его мест. История этого дома и его обитателей насчитывает почти двести лет.
В середине девятнадцатого века приезжает в северную столицу крестьянин Тверской губернии — Н. М. Брусницын. Обустроившись в столице он создает кожевенную мастерскую, где десяток рабочих дубят кожи. А напротив строит дом — будущий дворец Брусницыных. Дом и фабрику соединяет деревянный переход между вторыми этажами.
Брусницын был не образован, совершенно не грамотен, но чрезвычайно хитер и предприимчив в торговых делах. Женился, обзавелся большим количеством детей, сумел стать купцом, что тогда удавалось единицам. Фабрику кожевенного производства пришлось расширять. Купец нанимает архитектора А. С. Андреева и в 1857 году тот создает большой пристрой к западной стороне, а чуть позднее меняет лицевой фасад и увеличивает окна и высоту этажей.

После 1882 года особняк переходит к потомкам купца. Они перестраивают дом и прибегают к услугам архитектора А. И. Ковшарова. Он переделывает интерьеры, повышает этажи, добавляет пристройку к дому с восточной стороны, делает зимний сад со стороны двора. С тех пор до наших дней облик дворца не переделывался.

В 1917 году, сразу после революции, двое из трех братьев бегут за границу со всеми семьями и дом остается на Александра Брусницына, который наотрез отказался эмигрировать и стал работать в Петрограде в должности главного инженера и председателя Коллегии заводоуправления. Но жил он в особняке при большевиках сравнительно не долго. Уже в 1919 его арестовывают и сажают в тюрьму. Рабочие любили и уважали своего главного инженера, поэтому не побоялись гнева ЧК и написали несколько ходатайств о его освобождении. Брусницына отпустили, а помещение передали кожевенному заводу имени А. Н. Радищева. В помещение въехало заводоуправление, которое распорядилось на месте ворот сделать вестибюль и проходную.

Уже в начале 90х годов двадцатого столетия отреставрированы Белый зал и столовая. Их интерьеры поражают своим великолепием. Парадная столовая была создана в стиле позднего ренессанса и до сих пор все, что находится внутри помещения, является подлинным. Там лепной кессонированный потолок. Он окрашен под дерево. Настенные панели так же выполнены из резного дуба в тон потолка. Двери сделаны из массива дерева с резными орнаментами и бараньими головами. Баран в те времена считался символом торговли. Остались со времен купцов большая бронзовая люстра и бра по стенам. В столовой стоит родной резной деревянный буфет. Интересно, что среди настенных панелей спрятана замаскированная потайная дверца, которая ведет в бильярдную. На стенах кое-где встречаются остатки тонкой светлой кожи, в которую были затянуты стены.

Темным деревом так же отделаны и оконные и дверные проемы. При этом гравированные стекла окон столовой обращены в оранжерею. Сохранились придания об огромном овальном дубовом столе посреди столовой, вокруг которого были расставлены обитые кожей шестьдесят стульев. Пиры и просто собрания родственников, друзей и членов семьи были у купцов постоянным времяпровождением.

Белый, он же танцевальный зал, имеет вход из зимнего сада. Он украшен белой сложной лепниной с золочением и оформлен в стиле Людовика пятнадцатого. Стены переходят в потолок с помощью двухъярусной падуги, богато декорированной лепниной. Везде растительный орнамент, венки, музыкальные инструменты, амуры, психеи и лепные панно с вазами, цветами и сатирами. Панно на стенах отделены друг от друга парными каннелированными пилястрами с капителями в виде лир. В оконных рамах сохранились родные толстые стекла и мраморные подоконники. Еще больше поражает глаз туриста огромная люстра с хрустальными подвесками и мраморный камин с фигурками амурчиков и мраморных гирлянд, а над полочкой камина сохранился лепной венок и подлинное зеркало. При этом зеркало было сделано так, чтобы отражать в себе люстру и потолок.

Белый зал имеетвыход в курительную, где так же сохранился роскошный декор. Оформление этой комнаты сделано в мавританском стиле. У комнаты есть купол и угловой эркер с изящными полуколоннами. Все помещение богато украшено раскрашенной гипсовой лепниной и позолотой. А старинная люстра, дошедшая до наших дней, сделана из стекла и латуни и покрыта восточными рисунками. Вся комната украшена еще и надписью «слава Аллаху».

Сохранилась огромная парадная мраморная лестница с резными перилами и лепниной в виде растительного орнамента по стенам. Есть и фигурки кариатид. Верхняя площадка лестницы занята мраморным камином и окном, так же выходящим в оранжерею.

Про оранжерею известно, что она была огромная и там было много зелени, разнообразных цветов и плодовых деревьев.

Сохранилась так же гостиная комната. Ее отделка поражает обилием коричневых оттенков. Сделано все в стиле рококо. При этом украшениями стен служат отдельные панно с золочеными лепными рамками, а зеркала и двери имеют тот же орнамент. Стены переходят в потолок в виде богато декорированной лепниной с растительным орнаментом падуги. Лепнина есть и на потолке. Люстра в центре зала подлинная. Часть стен затянуты подлинным шелком. Ему больше ста лет. Зеркала гостиной делались с мистическим уклоном. Они так были спроектированы, чтобы отражаться друг в друге и создавать иллюзию бесконечности, своеобразные перспективные тоннели.

Бильярдный зал уцелел частично. Сохранился лепной потолок и бронзовая люстра, которую можно за ручку опускать и поднимать над столом. Так же сохранились встроенные диванчики, два шкафа, двери и резной камин. На стенах осталась облицовка деревянными панелями и ткань.

В наше время дворец периодически сдавался в аренду, в том числе и киностудиям, которые снимали тут сериалы и исторические фильмы. В 2010 году музыкальная группа «Король и Шут» сняла здесь свой клип на песню «Фокусник» из альбома «Театр демона».

А еще есть одна легенда, связанная с вещью, долго хранившейся в особняке. Речь идет о зеркале Дракулы. Якобы во время своей поездки по Европе, Брусницын купил это зеркало. Считалось что оно висело когда-то в гробнице Дракулы и несло в себе болезни и смерть для всех, кто в него посмотрит. Не понятно — зачем его приобрел купец, но когда зеркало доставили в Санкт-Петербург, то сразу же спрятали в подвале. Возможно, оно до сих пор храниться в одном из подвальных помещений. Пока его не нашли, но возможно найдут во время одной из экскурсий. Поэтому приглашаем всех поторопиться с посещением особняка. Вдруг именно вы сможете приоткрыть завесу над этой тайной.

Расписание экскурсий по ссылке

Автор текста и фотографий Токарева Алёна

Comments

  • Алексей | Сен 25,2023

    Обожаю старинные дворцы и дома Петербурга, был несколько раз во время отпуска. Глядя на фотографии поражаешься, насколько талантливые люди там работали. Какое помещение не возьми — настоящее произведение искусства и памятник истории. Экскурсии в такие места это возможность прикоснуться к чему-то прекрасному. Обязательно посещу особняк Брусницыных в следующий приезд.

    0
    0

  • Надежда | Ноя 11,2023

    Лепнина стен и потолков просто восхитительная. Какие искусные люди над нею работали, просто кудесники

    0
    0

  • Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *







    Social Share Buttons and Icons powered by Ultimatelysocial