Гогланд - затерянный остров на просторах Балтики

Гогланд  – затерянный остров на просторах Балтики

Внешние острова Финского залива

Острова находятся всего в нескольких часах хода по воде от Санкт-Петербурга. Издавна они имели важное стратегическое значение из-за расположения на линии фарватера при подходе к устью реки Невы. На островах, в разное время принадлежавших Швеции, Финляндии, России, сохранились лабиринты каменного века, петроглифы, следы поселений викингов и Великой Отечественной войны.

Последние 70 лет острова являются закрытой пограничной зоной, где проживает всего несколько десятков человек. Это создало идеальные условия для развития природных комплексов, сохранения уникальной, нетронутой человеком природы. В настоящее время, по оценкам ученых, на внешних островах насчитывается около 1 тысячи различных видов растений, в том числе краснокнижных.

Большие и маленькие, покрытые вековыми соснами или гладким базальтом, песчаные, скалистые, пологие – они очень разные. Порой не верится, что острова созданы природой в одном краю, рядом друг с другом. Их много, ниже представлены крупнейшие из них:

Гогланд (фин.Suursaari)

одинокий скалистый остров в Финском заливе сторожит нашу морскую границу. Отсюда до Санкт-Петербурга – 180 км, а до границы с Финляндией – всего 2 км. Век назад здесь была обжитые финские деревни с населением более тысячи человек. Когда остров перешел во владения СССР после войны, он обезлюдел. Но не сразу. Сначала военные попробовали организовать здесь артиллерийскую крепость, но потом планы поменялись, и военные с острова ушли. 

Достопримечательности

Остров Гогланд является местом, на территории которого располагается множество исторических памятников. Некоторые из них – совершенно уникальные.
На острове можно увидеть следующие достопримечательности:

  • Маяки, которые были построены в 1905 году. Они называются, соответственно, «Северный» и «Южный».
  • Два пункта Дуги Струве. Как «Мякипяллюс», так и «Точка Z» внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • Жертвенные камни, а также сейды. Они сохранились с дохристианских времен.
  • Обелиск, стелу и памятный камень, которые были возведены в честь изобретателя Попова. В 1900 году он впервые осуществил сеанс радиосвязи на практике. Это было очень важно, ведь неподалеку от Курсало село на мель судно, и спасательная экспедиция с острова Гогланд работала там. Необходимо было осуществлять связь.
  • Могилы военных. Самой известной является могила Ивана Георгиевича Святова – адмирала, принявшего участие в Великой Отечественной войне. Он завещал похоронить себя на острове.
  • Остатки финских поселений. Финны населяли остров в 19 столетии.
  • Финское кладбище. Жертвы крушения судна под названием «Америка» похоронены здесь. Оно произошло в 1856 году.
  • Другое судно, а именно – «Леонид Демин», было разрушено штормом 30 декабря 2003 года. Его обломки также находятся на острове.
  • На его территории до сих пор сохранились окопы в скалах, многочисленные блиндажи. Почти в любой части Гогланда можно найти брошенную военную технику. Некоторые ее экземпляры относятся ко времени Второй Мировой войны. Строительство укреплений началось чуть более столетия назад. По всему периметру острова были вмонтированы высокие столбы, между которыми протянули колючую проволоку. Столбы давно обрушились, а проволока осталась.

Даты поездок:

01-05 мая
27 июля – 2 августа
2 – 6 сентября

Стоимость :

Стоимость на 1 человека: (при наборе группы от 10 чел)

  • Трансфер на остров Гогланд 11.000 руб.
  • Трансфер на Гогланд на скоростной яхте 16.000 (для готовых групп)
  • Трансфер Гогланд + Тютерс 14.000 руб.
  • Трансфер на Тютерс на скоростной яхте 17.000 (для готовых групп)

Дополнительные возможности:

  • Ночевка на судне 300 руб в сутки (спальное место, можно пользоваться туалетом,душем,кухней) 
  • Ночевка на Гогланде в гостинице 2000р\сутки
    (на Тютерсе судно не стоит рядом, оно уходит на Гогланд после того, как высадит нас на остров)
  • Авторская экскурсия В.Мизина по острову 400 руб

Стоимость на группу:

  • Аренда транспортного средства на Гогланде 5000 руб
  • Баня 5000 руб \ растопка

Живем в палатках, готовим еду на костре. ( еду везем с собой), питьевая вода на острове есть, так же есть запас воды на судне
Список вещей необходимых с собой: https://vk.com/topic-99831302_33906796

Авторская экскурсия В.Мизина

Каждый остров это особенный мир. Остров Гогланд среди балтийских островов выделяется многим, это не только самый высокий остров на Балтике (176м от ур.м.), с обилием уникальных природных и исторических памятников, но также земля, овеянная многочисленными преданиями. Люди посещали Гогланд с глубокой древности, первые рыбацкие стоянки существовали уже в средние века. Осваивая любую новую территорию, человек всегда характеризовал её фрагменты на полезные и опасные, священные и «чертовы». Дошедшие до наших дней легенды, причудливо переплетаясь с действительностью, показывают, как видели остров люди в древности, какие места считали священными, а какие опасными, как воспринимали удивительную природу Гогланда и его странную историю, какие события происходили здесь и какую память они оставили.
Увидим чашечные камни, сейды и многое другое

План поездки:

  • 1 день
    – в 7.30 эл-ка от Балтийского вокзала до платформы 80 км (Балтийское направление)
    в 9.30 загрузка в такси до причала.
    Для тех, кто поедет на маршрутке или личном авто сбор на причале Соснового Бора с 9.50 
    – в 10.30 отправление от С.Бора, переход к острову Мощный.
    (Посещение острова Мощный состоится только при благоприятных условиях, всё зависит от погоды. Если будем успевать – посетим остров, если нет, то на обратном пути) На посещение острова время будет около часа. Возможно больше.
    В идеале переход С.Бор – Гогланд занимает 8 часов. Но может так сложится что идти будем и 12 часов и без захода на Мощный.
    – вечером 1 мая мы прибываем на остров Гогланд. Проходим проверку пропусков 
    Выбираем место под лагерь ( как правило лагерь стоит бухте Сууркюлянлахти, где располагается причал, если место будет занято РГО или поисковиками, то поищем место рядом)
  • 2 день
    Для желающих будет проведена экскурсия по острову от В.Мизина 
  • 3 день
    Организованно прогуляемся к Северному Гогландскому маяку ( фактически на территорию военных) Вышки и прочую военную технику не фотографируем. 
  • 4 день
    Возможно дойти до Южного Гогландского маяка, если Вы это не сделали еще в прошлые дни. Возможна аренда транспортного средства ( буханки) чтобы доехать до Южного маяка. Вся сумма делится на всех желающих. В прошлом году стоимость 5000р
  • 5 день отправление в С.Бор
    Последняя электричка уходит в Спб от пл.80 км в 21.45 
    Поэтому что бы успеть на нее выходим как можно раньше. Как обычно ориентируемся по погоде.
  •  в рамках поездки на Тютерс 5 день посвящен переходу на остров, осмотру острова. 6ой день, так же осматриваем остров. на 7ой день поездки отправляемся в С.Бор

ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ:
МЫ ЗАВИСИМ ОТ ПОГОДЫ НА ВСЕ 100%, возможно путешествие будет длиннее на несколько дней, либо короче. Возможно дата выхода сдвинется. Это необходимо учесть. В 2015 году мы прожили лишние 3 дня на острове. в 2018 году с Тютерса вернулись на день раньше.

Завтраки, обеды и ужины – как только группа будет сформирована мы создадим общий чат для обсуждения этих вопросов. Часто среди участников есть люди которые предпочитают жить автономно от лагеря и передвигаться по острову самостоятельно.
Так же распределение общего инвентаря будет в чатике.

* план подлежит корректировке и является ориентировочным.


#островгогланд #гогланд #гогландкакпопасть #экскурсиягогланд #гогландэкскурсия #гостиницагогланд #гогландкакдобраться

Comments

  • Дмитрий Смирнов | Июн 17,2020

    Пока не отошёл от эмоций посещения острова Гогланд. Не знаю – сколько ждать придётся?)))
    Посему решил описывать свои впечатления кусками, эпизодами.

    Итак, эпизод – не первый и не последний по времени в вылазках по острову, где-то посередине, но главное – запоминающийся!)))

    С конца 2003 года неповторимый каменный рельеф острова на западной стороне украсило океанографическое исследовательское судно “Леонид Дёмин”. Слово “украсило” выше написал без всяких кавычек, ибо вид на корабль со скалистых берегов действительно чарующий.

    Этот подарок остров получил к Новому году – 30 декабря. Списанное судно было продано на металлолом в Латвию, но начавшийся шторм не дал кораблю покинуть Родину – “Леонид Дёмин” оторвало от буксира и выбросило на берег.

    Технической возможности снять корабль с мели нет, резать на месте тоже – слишком затраты велики. Правда, начало положено было – носовая часть выше трюма таки спилена. Но поняв, что “овчинка выделки не стоит”, на этом и остановились.

    Так и стоит судно метрах в 30 от берега, где глубина не превышает 1 метра. Стоит, накренившись бортом к морю.

    Посетить эту достопримечательность было одной из главных целей поездки.

    Разумеется лезть на корабль в одиночку не было и речи – ржавое и побитое жизнью, волнами и каменистым берегом судно не обещало лёгкой прогулки. Вовсе не было желания куда-нить провалиться, напороться на железяку и остаться на Гогланде навсегда – там и без меня покойников достаточно.
    К счастью, совпало время и желание посетить корабль и у других ребят – экспедиция собралась вполне достойная. Уже придя к берегу, осознал, что шлёпки забыл в лагере – пошёл босиком. Сам залаз не представлял трудности – с борта свисала металлическая лестница, весьма надёжная, хоть и состоящая из двух частей. Уже на нижней палубе начало сказываться отсутствие обуви – раскалённое солнцем железо жгло подошвы и делало из меня кочета, которого учат танцевать, но я активно двигался в поисках тени без всякой музыки)))

    Дальнейшее продвижение вверх по кораблю тоже давалось труднее, чем другим ребятам, которые оказались благоразумнее и полезли в обувке – никаких трапов (лестниц), разумеется, не было, лезли прямо по железу, а мне приходилось внимательно осматривать места, куда ставить ноги – острых краёв, всяких торчащих железяк было достаточно. Но всё в конце концов обошлось благополучно – благо опыт кое-какой в подобных делах имеется)))

    Напомню, судно стоит с креном где-то градусов 30. Сначала это воспринималось как маленькая досада. Но потом мы прошли по узкому коридору (шириной 1 м) вдоль корабля на первой палубе и тогда начались ощущения вовсе незнакомые и весьма неожиданные…

    А именно – появилось головокружение (в принципе, весьма несильное) и бунт вестибулярного аппарата. Организм просто кричал: “Дима, что-то пошло не так! Люди не должны ходить под углом! Беги отсюда!” Усиливало ощущение и вид товарищей, стоящих или идущих также “под углом”. Даже сделалось тревожно за свой организм, подумалось: “Чего-то слабоват я, раз организм так реагирует на простое хождение по наклонной поверхности”. Правда, мои опасения оказались напрасны – со мной всё в порядке, у остальных происходило точно также. Но узнал я про это не сразу)))

    Облазили с ребятами почти все закоулки, куда можно было попасть без особых изысков, добрались до верхней палубы. На сигнальную мачту залезать уже не стали, хотя именно туда лестница была в целости)))

    Вот такой эпизод, продолжение следует)))

  • Дарина Глебовна | Июн 17,2020

    Остров Гогланд.
    фин. Suursaari.

    Пять дней. Два дня пути туда-обратно, три дня на острове.
    Что первое бросается в глаза – удивительное разнообразие пейзажей. Тут и хвойный темный лес, и смешанный-лиственный, и мелкие кривые деревья на скалах… Множество земляники и грибов, полезных растений и странной живности (обнаружены креветки и гигантские черные слизняки, например), из зверей – видели зайца и барсучат. Очень малозаселен (гражданского населения меньше десятка), в основном военные. А если верить Вики, в середине 19 века там жило около тысячи человек…
    Ближе к Финляндии, чем к России, мобила постоянно теряла сеть или вылетала в роуминг.

    День первый. Прибыли на закате, после проверки документов бегом на западный берег – ловить последние лучи заката! С непривычки прыгать по камням нелегко, да и за фотоаппарат страшновато. Кое-как управилась с задачей:) Потом снова в бухту, на стоянку. Бухта Каппельлахти рядом с старым финским кладбищем стала мне на эти дни домом:) По пути повстречали на темной лесной дороге корову, это было малость внезапно (заснять не удалось).
    День второй. Поход до Южного маяка с посещением всех высот (ну почти всех). “Земляничная диета”, ибо взять с собой еды не догадалась, всё “дома”, в палатке осталось. Маршрут вышел на 35-40 км… Из пяти озер, что были отмечены на карте, нашли только три, а купалась – в двух. Не везде хорошие подходы к воде, на одном совсем болотисто было. Но это было основное спасение от жары и усталости. Каменные кучи, каменные реки и каменные поля сменялись темными лесами и болотами, низины – высотами. Посмотрела на остатки финской Южной деревни (Кискинкюля). Там до сих пор растут садовые деревья, фундаменты видны из-за кустов. Чувствуется что люди-то отсюда ушли исторически не так давно…
    День третий. Вылазка к Северному маяку, спуск со скалы по старой деревянной лестнице:) Заодно посмотрела на самое большое островное хозяйство, где можно раздобыть молоко:) Вечером догуляли до полузатопленного корабля “Леонид Дёмин”. Огромный, проржавевший, мертвый и очень красивый…
    День четвертый. Снова тянет на север острова, на этот раз не наверх к маяку, а по берегу. По камням, по прибрежным скалам… Смотрели как волны промывают “лагуны” в скалах, в них так удобно купаться! И снова закат у Северного маяка.
    День пятый – искупаться напоследок, собрать всё промокшее под внезапным ночным дождем и пора на корабль. В город. Зашли по пути на остров Мощный на пару часов. Потом – возвращение в Сосновый бор.
    Вроде не так много дней провела вдалеке от Земли, но ощущение полного отрыва от цивилизации, полной перезагрузки. Как-то даже возвращаться не хотелось…

    Спасибо всем, это было прекрасно:)
    Вроде всё уже высказала лично, но пожалуй напишу и здесь:
    Отдельная благодарность Толику и Алёне – вы прекрасные организаторы, мастерски разруливали все возникающие сложности, Дмитрию за отличную компанию в самом длинной прогулке по острову, Арсению за идеи и советы по фотосъемке, Андрею и Кириллу за веселую компанию, интересные разговоры и, конечно, за то что помогли добраться до города:)
    И Вячеславу – за идеи, вдохновение и сам Остров 🙂

    Больше фото здесь: https://vk.com/album23020115_246164046

  • Арсений Кашкаров | Июн 17,2020

    Лето 2017, Гогланд. Давно уже было у меня большое желание побывать на острове Гогланд. Однако добраться туда не так просто. Только на яхте или на теплоходе в составе организованной группы по предварительно сделанным пропускам. Поэтому долгое время мечта оставалась мечтой.
    Спасибо огромное команде ПриваловНет за это мероприятие! За возможность посетить Гогланд, за грамотную организацию, за предоставленную всем участникам возможность реализовать свои собственные идеи и планы!

  • Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *







    Social Share Buttons and Icons powered by Ultimatelysocial