Едете в Петербург? Включите в маршрут Академию Штиглица. Это настоящее чудо!

Уверен, Вы слышали об Эрмитаже, Екатерининском дворце, музее Фаберже, квартире А.С. Пушкина, и многих других великих достопримечательностях Санкт-Петербурга. Но есть один не очень известный, но потрясающий дворец – академия Александра Людвиговича Штиглица. Предвидя Ваши вопросы, отметим, что это не опечатка: именно Штиглица, а не Штирлица.

А.Л Штиглиц – один из крупнейших банкиров Российской империи, который руководил Государственным банком России во времена правления Александра II. Помимо этого – меценат и благотворитель.

Сама же академия является не только музеем, но и действующим училищем в сфере дизайна и изобразительного искусства. Спроектировал ее Максимилиан Месмахер, который стал первым директором академии. После революции училище по понятным причинам закрыли, однако снова открыли в 1945 году. Но название изменили: теперь оно называлось Ленинградское художественно-промышленное училище, а в 1953 – училище Веры Игнатьевны Мухиной (из-за чего заведение зовут “Мухой”.

Перейдем к главному – на что посмотреть?

В музее находится 32 зала, в которых содержатся более 30 тысяч экспонатов. Они закупались на зарубежных аукционах, ввозились как сувениры, но большинство предметов добровольно передавали представители дворянских династий, меценаты и коллекционеры. Представлены там фарфоровые, сшитые и изразцовые изделия, уникальные скульптуры и мебель.

Отдельно стоит отметить зал под названием “Теремок”, в котором хранится коллекция кукол, каждая из которых представляет свою губернию. Этот зал в советское время был закрашен, потому что его роспись посчитали буржуазным излишком. Сейчас краску, слой за слоем, удаляют, чтобы восстановить его первоначальное состояние. Реставрируют зал, кстати, сами студенты.

Также стоит увидеть уникальное собрание изразцовых печей. “Что же такого в обычных печах?”, – спросите Вы. “Совсем необычных”, – отвечу я, ведь изразцовые печи могли себе позволить лишь дворяне, князья и бояре. Дело в том, что они отделаны китайским фарфором, который в то время был непомерно дорог.

Как же попасть на экскурсию?

Академия А.Л. Штиглица расположена по адресу: г. Санкт-Петербург, Соляной переулок, 13, в десятке минут ходьбы от станции “Чернышевская”. Экскурсия стоит 900 рублей и длится около 75 минут. Записаться на нее можно как на сайте и в группе “ВК”, так и непосредственно на месте (но в таком случае график лучше узнать заранее).

Отзывы посетителей, которые уже посетили музей, только положительные. Академия Штиглица – настоящий памятник прикладного искусства, который до сих пор функционирует в качестве училища.

Как часто в вашей жизни происходят необъяснимые, но приятные события, про которые можно сказать: «подарок судьбы», «предначертано», «как-то само сложилось...»?-2

Как часто в вашей жизни происходят необъяснимые, но приятные события, про которые можно сказать: «подарок судьбы», «предначертано», «как-то само сложилось...»?-3

Представьте, барон построил огромный и роскошный дворец не для себя и родни, а для студентов – будущих мастеров прикладного искусства и промышленного дизайна, которые вложат полученные знания и умения в красоту Российской империи.

Мраморная статуя Александра Штиглица работы известного скульптора Марка Антокольского в Итальянском зале Академии. После Октябрьской революции её скинули, а вернули на место только в 2011 году.
Барон Александр Людвигович фон Штиглиц (1 [13] сентября 1814, Санкт-Петербург - 24 октября [5 ноября] 1884, Санкт-Петербург).
Бронзовые фонари-торшеры, стоящие перед зданием музея в Соляном переулке,  изготовленны в 1895 году по проекту Месмахера .

В музее - 32 зала и хранится около 35 тысяч предметов искусства. Сомневаюсь, что нам показали все, но и этого хватило, чтобы сказать, что Академия Штиглица - самое сильное впечатление от нашего последнего путешествия в Петербург.

В музее – 32 зала и хранится около 35 тысяч предметов искусства. Сомневаюсь, что нам показали все, но и этого хватило, чтобы сказать, что Академия Штиглица – самое сильное впечатление от нашего последнего путешествия в Петербург.

Ходить только по левой стороне!

С лестницей в Итальянском зале связано забавное студенческое поверье: ходить можно только по левой стороне. Ведь по правой ходит Муза, не дай бог её толкнуть или наступить на ногу, – останешься без вдохновения надолго. :))

Все фотографии в публикации - авторские.

Все фотографии в публикации – авторские.

Месмахер задумывал музей как учебное пособие для студентов, поэтому в интерьере каждого зала представлен определенный исторический период или стиль. И, кстати, в залах нет ни одной картины! Только предметы прикладного искусства – фарфор, мебель, шитьё, гобелены, майолика, изразцы, скульптура и много всего, что делает быт особенным.

Листайте карусель, читайте подписи! Экскурсия длилась около двух часов, самостоятельно разгуливать было нельзя, поэтому фотографий не так уж и много.
Копии знаменитого Пергамского алтаря. После окончания второй мировой войны этот алтарь (алтарь Зевса) был вывезен из Германии советскими войсками в качестве военного трофея и до 1958 года хранился в Эрмитаже, но по программе возвращения культурных ценностей был возвращен немцам.
Гипсовые слепки алтаря Зевса (180-160 гг. до н.э.) были сняты молодыми реставраторами, подготовленными в училище имени Веры Мухиной. Справа, понятно, богиня совсем другой эпохи :)

Листайте карусель, читайте подписи! Экскурсия длилась около двух часов, самостоятельно разгуливать было нельзя, поэтому фотографий не так уж и много.

Муха

После Октябрьской революции училище Штиглица было закрыто, а музей перешел в ведение Эрмитажа. И только в 1945 году тема снова стала актуальной, в связи с чем во Дворце обосновалось Ленинградское художественно-промышленное училище, с 1953 года – училище имени Веры Игнатьевны Мухиной, в простонародье просто «Муха». И хотя в 2007 год училищу вернули историческое название – Академия Штиглица, все по-прежнему зовут его «Мухой».

Главный зал напоминает двор роскошного итальянского палаццо. Изначально купол был в витражах, сейчас остался всего один фрагмент... Листайте карусель.
Витражи обещают вернуть.
Расписные квадратные стекла были выполнены по рисунку Месмахера на фабрике Цеттлера в Мюнхене в 1892 году.

Главный зал напоминает двор роскошного итальянского палаццо. Изначально купол был в витражах, сейчас остался всего один фрагмент… Листайте карусель.

«Теремок», который побелили

Настоящий восторг вызывает расписной зал «Теремок» с предметами русского декоративно-прикладного искусства и этнографической коллекцией кукол. Их там около 60 – каждая из своей губернии. Мы, конечно, сразу же начали искать тулячку. Попробуйте угадать, какая из них? :)) Кстати, все куклы – с зубами.

Листайте карусель.
Листайте карусель.
Тулячка. :))

Листайте карусель.

Сложно поверить, но при Хрущёве, когда шла «борьба с архитектурными излишествами», расписной «Теремок» взяли и побелили! Причём в несколько слоёв, из года в год. Сейчас штукатурку аккуратно соскребают и восстанавливают роспись, всё – силами студентов.

Листайте карусель.
Пилоны, арки, своды покрыты «лазорием чудным, золотом охры и теплой тьмой коричневых земель», отчего убранство зала кажется «живой сказкой, нашептанной русской природой». :)
Как часто в вашей жизни происходят необъяснимые, но приятные события, про которые можно сказать: «подарок судьбы», «предначертано», «как-то само сложилось...»?-10-3

Листайте карусель.

Печи, изразцы и хитрец Афанасий

Официально этот зал называется залом «Раннего итальянского Возрождения»), в нём представлено уникальное собрание из 15 русских изразцовых печей XVII-XIX веков. Сначала изразцовые печи были только в храмах, трапезных и княжеских/боярских хоромах, а в XVIII столетии стали появляться в зажиточных домах. Китайский синий фарфор тогда был очень дорогой, а вот дельфтские изразцы, а потом и российские – вполне доступны. Поэтому можно было хвалиться и меряться печами – у кого круче!

О красоте печей заботились не меньше, чем о красоте одежды и утвари. :) Листайте карусель! Там столько красоты.
Как часто в вашей жизни происходят необъяснимые, но приятные события, про которые можно сказать: «подарок судьбы», «предначертано», «как-то само сложилось...»?-11-2
Как часто в вашей жизни происходят необъяснимые, но приятные события, про которые можно сказать: «подарок судьбы», «предначертано», «как-то само сложилось...»?-11-3

О красоте печей заботились не меньше, чем о красоте одежды и утвари. 🙂 Листайте карусель! Там столько красоты.

На одной из печей – обнаружили первую саморекламу. Мастер Афанасий Трубицен из города Торопца Псковской губернии изобразил монаха со свитком и подписал: «1770 году маиа Работа Трубицена». Гениально!

Печь с полихромной орнаментальной росписью эмалями, работа Афанасия Трубицена. Листайте карусель.
Как часто в вашей жизни происходят необъяснимые, но приятные события, про которые можно сказать: «подарок судьбы», «предначертано», «как-то само сложилось...»?-12-2
Как часто в вашей жизни происходят необъяснимые, но приятные события, про которые можно сказать: «подарок судьбы», «предначертано», «как-то само сложилось...»?-12-3

Как попасть и сколько стоит?

Адрес Академии Штиглица: Соляной переулок, 13. Это в 10-15 минутах от станции метро «Чернышевская». Посетить экспозицию можно по предварительной записи в группе «ВКонтакте»или на удачу, как мы. Билет стоит 1700 рублей

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *







Social Share Buttons and Icons powered by Ultimatelysocial